В Украине теневая экономика и увеличивающиеся в объемах продукция и финансовые ресурсы в этой отрасли – одни из значительных проблем, которые препятствуют стабильному развитию экономики.

Эксперты считают существенной проблемой тот факт, что большое количество теневых операций возможно осуществлять согласно легальному нормативно-правовому полю, а теневая деятельность нуждается в усилиях государственных органов власти. Анализу проблем теневой экономики свои работы посвящали такие украинские ученые, как В. Билоус, Н. Азаров, П. Мельник, А. Баделюк, А. Бодюк, П. Мельник, П. Гайдук, С. Павленко, А. Савченко, В. Попович, О. Турчинов и другие.

Перед Украиной, как и другими странами мира в переходной период, встала проблема теневой экономики, т.е. производство, деление, обмен и потребление товаров и услуг, которые неконтролируемы обществом и скрыты от органов власти.

Сегодня вопрос тенизации стоит остро почти для всех стран. Но в развитых странах объемы теневого сектора составляют 5-12% ВВП, тем самым не оказывая значительного влияния на экономические и социальные процессы в стране. А вот 30% — это уже критический барьер, превышение которого говорит о функционировании в государстве  воспроизводительной системы теневых процессов в сфере экономики.

К сожалению, по масштабам теневого сектора Украина занимает одну из ключевых позиций не только на постсоветском пространстве, но и на территории Восточной и Центральной Европы. В зависимости от способа оценки (потребление электроэнергии, спрос на деньги), масштабы теневой экономики в украинском государстве колеблются в пределах от 40 до 80% ВВП.

По последним сообщениям Министерства экономики и по вопросам европейской интеграции Украины, страна снизила на 5% процесс тенизации. Однако, эксперты считают, что в Украине масштабы теневого экономического сектора так же останутся высокими – около 65% ВВП.

Если шире взглянуть на данную проблему, то можно обозначить ряд  негативных последствий, к которым может привести ее влияние на все стороны общественной жизни страны:

— несправедливый раздел и непрозрачность национального дохода;

— правовое отрицание, криминализация общества, недоверие к государственным органам власти;

— дискриминация по отношению к субъектам хозяйственной сферы деятельности;

— урезание поступлений налогов в бюджеты.

Существуют определенные факторы, объясняющие такие довольно значительные масштабы теневой экономики:

— вмешательство в деятельность субъектов ведения хозяйства властных структур;

— коррупция в органах государственной власти и местного самоуправления;

— высокое налогообложение;

— слабая прозрачность законодательства в сфере налогов и постоянные изменения в нем;

-непрозрачные и довольно медленные процессы приватизации;

Не смотря на то, что за пять последних лет в Украине добровольность в уплате налогов увеличилась вдвое, сегодня она составляет не более 60% налоговых обязательств населения. Не помогло даже списание налоговых задолженностей.

Следовательно, для обеспечения стабильного роста украинской экономики необходимой является ее детенизация. Она связана с комплексным реформированием системы отношений, которая осуществляется в экономической сфере между государством, предпринимателями и наемными работниками, и должно направляться на ликвидацию факторов, негативно влияющих на экономику.

Таким образом, детенизация – самый верный способ для Украины обеспечить  развитие экономики. Этот процесс подразумевает  реформирование системы экономических отношений, в которых задействованы государство, предприниматели и наемные работники.

На данном этапе механизмом детенизации может стать: установление минимальных цен на продакцизный импортный товар для налоговых расчетов и уплаты; создание реестра и общего списка деклараций с указанными к возмещению суммами НДС, считающиеся сомнительными, формирование института  за рубежом из представителей налоговой и таможенной служб; осуществление мониторинга внутрифирменных цен в пределах холдинга и многое другое.

There are no responses so far.

 

New comments are closed.